Рифма. Способы рифмовок

Слово «рифма» имеет сложную этимологию. Оно восходит к старофранцузскому понятию, означающему «последовательность». Но, возможно, само французское слово представляет собой искаженное заимствование из латыни, а латинская лексема, в свою очередь, восходит к древнегреческому языку.

Современнные школьники знакомятся с такими понятиями, как рифма, способы рифмовки, однако эта стиховедческая тема гораздо богаче, и в целом многие ее вопросы доступны и интересны для ученика школы.

Из истории рифмы

В любом случае изначальный смысл термина был не таким, как сейчас. Речь шла не о фонетической похожести окончания стихотворных строк, а о ритмической упорядоченности. Иначе и быть не могло, так как античная поэзия в принципе не являлась рифмованной, способы рифмовок там появлялись только спонтанно, например, часто они проскальзывали в поэзии Катулла.

способы рифмовок

Но до теоретического осмысления и, соответственно, до требований рифмовки было еще очень далеко. Поэзия, в том числе и русская, приходила к рифмам постепенно, плавно наращивая число рифмованных строк.

Рифма в современной российской поэзии

Сегодня рифма является признанным атрибутом стихотворной речи, правда, в поэзии, особенно западноевропейской, отчетливо видна и обратная тенденция – отказ от рифмованного стиха. Трудно предсказать, насколько мощной она окажется, если учесть, что сегодня мы наблюдаем борьбу сторонников и противников «классического» рифмованного стиха.

В современной российской поэзии он пока что доминирует, используются и классические, и модифицированные способы рифмовок, а в литературном наследии прошлых веков в количественном отношении преимущество стиха с рифмами над белым было подавляющим.

Критерии оценки рифмы

При разговоре о рифме сразу надо избежать нескольких распространенных ошибок. Во-первых, необходимо отказаться от такого негативного определения, как «плохая рифма». Сама по себе она не бывает ни хорошей, ни плохой, все зависит от задач стихотворения и от контекстов культуры. Скажем, в XVIII веке Тредиаковский требовал от поэтов исключительно женских рифм (ударение на предпоследнем слоге в строке), а мужские рифмы (ударение на последнем слоге) считал признаком дурного вкуса.

рифма способы рифмовки

Сегодня этот критерий, мягко говоря, не срабатывает, и клаузула, равно как и формальная оценка того, какие способы рифмовок используются автором, не является определяющим параметром, главное внимание уделяется глубине произведения.

В конце XVIII века «хорошими» считались почти исключительно грамматические рифмы, то есть использовались только одинаковые части речи и грамматические формы. А сегодня многие поэты стремятся этого избегать как признака бедного поэтического словаря. Это, кстати, тоже ошибка, потому что в ряде случаев именно заурядность рифмы является необходимым условием эстетического эффекта. Например, в детской поэзии неожиданные и эффектные сочетания чаще всего не нужны, сознание ребенка к их восприятию не готово, он легче чувствует стандартные и простые способы. И это касается не только детской поэзии.

рифма способы рифмовки 5 класс

В знаменитой балладе А. Ахматовой «Сероглазый король» трагедия потери любимого человека оттеняется будничностью всего происходящего. И здесь важны не только поступки и реакции окружающих, но и стандартные грамматические рифмы (нашел – ушел, разбужу – погляжу и т.д.) и способы рифмовок.

Маяковский, правда, настаивал на том, что рифма должна быть неожиданной, привлекать внимание читателя, но это не абсолютное требование. Это верно по отношению к поэзии самого Маяковского и его единомышленников, у которых очень сильное конструктивистское начало в стихах, соответственно, возрастает роль нарочитого приема.

перекрестный способ рифмовки

Но по отношению к поэзии в целом этот тезис ошибочен. Все зависит от художественной задачи. Например, способ рифмовки «Отговорила роща золотая» С. Есенина традиционный, это классическая перекрестная рифмовка, первая и третья строки - женская, а вторая и четвертая – мужская.

способ рифмовки отговорила роща золотая

Да и в целом стихотворение не имеет каких-либо ярких рифм. Но при этом оно является несомненным поэтическим шедевром.

Границы ощущения рифмы

В русском культурном восприятии рифма осознается, как правило, когда совпадают последний ударный гласный и стоящий рядом с ним согласный. В английской и немецкой традиции достаточно ударного гласного. То есть мы не считаем рифмующимися, например, слова «окно» и «ведро», но воспринимаем как рифму «окно – пятно» или фамилии «Окнов – Ведров». Однако в реальной поэзии встречаются и гораздо более сложные случаи согласования окончаний строк. Например, поэт может использовать диссонансную рифму, когда совпадения окончаний строк не случайны, а вот последний ударный гласный как раз различается. Таково, например, ироничное стихотворение А. Чебышева с характерным названием «Диссонанс», явно указывающим на неслучайность приема:



Коль накатит на вас покаяние,

Особливо когда полнолуние –

Будет вам грехов искупление,

И придет большое уныние.

Вся жена сразу будет заласкана,

Ее груди слезами заблесканы.

От бессонницы книги залистаны…

Даже семечки будут залузганы.

И тогда вы душой оттаете,

Хоть, конечно, изрядно рискуете,

Потому что, возможно, вспотеете,

И у вас приключится ангина.

Можно ли назвать это стихотворение рифмованным? С точки зрения стандартного определения рифмы – нет, потому что критерии рифмы нарушены. С точки зрения «краесогласия», как раньше называли рифму, – несомненно, потому что перед нами явно продуманный прием неслучайной однотипности окончаний строк.

Клаузулы

В целом же по принятому «стандарту» классификации рифмы обычно описывают по разным основаниям. Во-первых, по характеру клаузулы (окончания строки). Другими словами, по тому, где стоит последнее ударение. Если на последней позиции, рифма называется мужской (вновь – кровь), если на предпоследней – женской (нарόды – свобόды), если на третьем слоге с конца – дактилической (хόлодно – гόлодно). Очень редко, но встречаются и так называемые гипердактилические рифмы, когда последнее ударение расположено на четвертом и далее слоге от конца (сковывающий – очаровывающий).

Позиция в строфе

Именно о позиции в строфе в основном говорят ученикам на занятиях во время изучения темы «Рифма. Способы рифмовки». 5 класс средней школы предполагает не только ознакомительные, но и практические уроки.

По позиции в строфе (чаще всего речь идет о четверостишиях) рифма может быть сплошная (АААА), перекрестная (АВАВ) - перекрестный способ рифмовки самый наглядный с точки зрения практических занятий по анализу рифм, парная (ААВВ) и кольцевая (АВВА).

В более сложных строфах возможны и другие комбинации рифм, например, классическое построение строфы октава будет выглядеть так: АВАВАВСС.

Другие основания для классификации

Часто рифмы классифицируются и по другим основаниям (фонетически богатые, то есть звучные, и фонетически бедные- точные и приблизительные- односложные и составные, то есть складывающиеся из сочетания двух слов, например, «лет до ста расти нам без старости»).

Единого обязательного критерия классификаций рифм не существует, здесь описаны лишь наиболее популярные основания.

Dijelite na društvenim mrežama:

Povezan
Роль имен и их значение: имя РаминаРоль имен и их значение: имя Рамина
Психолого-педагогическая характеристика на ученика: рекомендации к составлениюПсихолого-педагогическая характеристика на ученика: рекомендации к составлению
Орфография - это легко!Орфография - это легко!
`Плеяда` - это созвездие и поэзия`Плеяда` - это созвездие и поэзия
Аристотель, `Поэтика`: краткий анализАристотель, `Поэтика`: краткий анализ
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Стихи Лермонтова о поэзииТема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Стихи Лермонтова о поэзии
Стихотворные размеры: как определять? Названия стихотворных размеровСтихотворные размеры: как определять? Названия стихотворных размеров
`Остаться с носом`: значение фразеологизма и его происхождение`Остаться с носом`: значение фразеологизма и его происхождение
Что такое точные рифмы? Исторический экскурсЧто такое точные рифмы? Исторический экскурс
Виды рифмовки в стихосложенииВиды рифмовки в стихосложении
» » Рифма. Способы рифмовок
LiveInternet